Verbarium (verbarium) wrote,
Verbarium
verbarium

Category:

Пети жё Розанов

.
З. Гиппиус: "Между Сологубом и Розановым близости не было. Даже в расцвете розановских «воскресений», когда на Шпалерную ходили решительно все (вот уж без выбора-то!) — Сологуба я там не помню.

Но для коренной розановской интимности все были равны. И Розанов привязался к Сологубу.

— Что это, голубчик, что это вы сидите так, ни словечка ни с кем. Что это за декадентство. Смотрю на вас — и, право, нахожу, что вы не человек, а кирпич в сюртуке!

Случилось, что в это время все молчали. Сологуб тоже помолчал, затем произнес, монотонно, холодно и явственно:

— А я нахожу, что вы грубы.

Розанов осекся. Это он-то, ласковый, нежный, — груб! И, однако, была тут и правда какая-то; пожалуй, и груб.

Инцидент сейчас же смазали и замяли, а Розанов, конечно, не научился интимничать с выбором: интимность была у него природная, неизлечимая, особенная: и прелестная, и противная".

А ведь все очевидно как будто сразу. Розанов и Сологуб соотносились между собой как Передонов со своим творцом.

Большая неприятность встретить своего персонажа въяве, лицом к лицу. Поневоле отпрянешь.

Интересен здесь еще этот пассаж нашей "сатанессы" о "прелестной и противной" интимности Розанова. Думаю, в этой гнусной интимности главное обаяние Розанова. Что-то рассказывает о себе, якобы поледнеинтимное и гадкое, чем берет за душу филистера, а на дне-то там еще столько прятаемой от себя самого и читателя тины и ила. И якобы от этого наивного обнажения первичных признаков зла получается, что уж виден и весь человек.

Подпольный человек всегда прячется за перверсией, объявляет о себе "последнюю" низость, а там, глядишь, еще никакое не дно, а просто намыло какую-то спасительную подводную отмель. Копай дальше Василий Васильич. А так получаешься простой симулянт Фердыщенко с его невинным пети жё.

Поэтому у него столько пафосных эпигонов - пафосных не злом, а мелкой мостовой грязью: пети жё привлекает своей кажущейся доступностью, то есть, - бахвальством и самооправданием зла. До настоящего зла в себе еще надо доскрестись. Оно как необработанный самородок, который может быть переплавлен в драгоценность добра. Даже подпольному человеку Достоевского это не удалось. Кириллов уже ближе к идеалу настоящего зла, поэтому вызывает сострадание.

Истинное, природное зло стерильно, гомогенно, страдательно, безопорно, оно переживается носителем как призвание, как дар. На нем нельзя удобно расположиться в начищенных ботинках и кричать: "Сюда, сюда, ко мне, я нехороший! Сколько вы мне за это заплатите?" Как делают это наши сажатели комнатных цветов зла. Добро, переживаемое как зло, пожалуй такого зла я до сих пор не встречал. Только такое мне интересно.
Tags: Зло, Литература, Понимание, Розанов, Сологуб, Творчество
Subscribe

  • Финал мирового первенства

    . Мяч круглый, поле ровное. Это безысходно. (Неизвестный мастер XX века) Раз в четыре года я смотрю футбол. Только финал чемпионата мира.…

  • Похвала скуке

    . Зинаида Гиппиус: "Такое было странное, непередаваемое время. Оно как будто не двигалось: однообразие, неразличимость дней, — от этого скука…

  • Камма Сологуба

    . "Рожденный не в первый раз и уже не первый завершая круг внешних преображений, я спокойно и просто открываю свою душу". (Сологуб) Знаменательное…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment